Стихотворный ритм


Ритм в стихотворении воздействует на человека на эмоциональном уровне. Определенный ритм задает настроение стихотворению, песне.
Я попробую проанализировать различные стихотворения и песни и определить, какое настроение задает им ритм.


Хорей

(двусложный размер с ударением на первый слог)


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
Самуил Маршак, “Почтальон”

На примере этих стихотворений можно сделать вывод, что хорей придает сильное, энергичное звучание, вносит динамику в стихотворение.
В первом стихотворении стихотворный размер усиливает эффект текста, дает почувствовать бурю, ее динамику, силу.
Во втором стихотворении мы также чувствуем динамику, спешку почтальона.


Ямб

(двусложный размер с ударением на второй слог)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

А. С. Пушкин, “Зимнее утро”

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
В саду, где пели зяблики
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Н.А. Некрасов, “Снежок”

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Ф.И. Тютчев, “Весенние воды”

Как видно из представленных выше отрывков стихотворений, ямб - размер более мягкий, повествовательный. Имеет положительную окраску.

Дактиль

(трехсложный размер с ударением на первый слог)

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.
С. Есенин, “Корова”

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

М.Ю.Лермонтов, “Тучи”

Дактиль, на мой взгляд, имеет грустную окраску. Ассоциируется со словами грусть, печаль, ностальгия. Заставляет задуматься о жизни.

Амфибрахий

(трехсложный размер с ударением на второй слог)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
М.Ю. Лермонтов, “Листок”

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Н.А. Некрасов

….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А. Некрасов, “Мороз-воевода”

Амфибрахий звучит величественно, гордо, придает важности сказанному.

Анапест

(трехсложный размер с ударением на третий слог)

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

А. Фет, “Я тебе ничего не скажу”

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Александр Блок, «К Музе»


В стихотворениях, написанных в этом размере, чувствуется грусть, тоска, обреченность.

О песнях


Что касается песен, помимо ритмичного текста в них есть еще и мелодия, которая может быть мажорной или минорной. Здесь все намного проще. Многие сразу правильно определят, что мажорные мелодии ассоциируются с радостью, положительными эмоциями, энергией, а минорные - с грустью, ностальгией или лирической мечтательность. А как влияет на песни стихотворный размер текста?

Возьмем припев песни “Юность”, группы “DaBro”
Звук поставим на всю, и соседи не спят.

Кто под нами внизу, вы простите меня.

А потом о любви говорить до утра,

Это юность моя, это юность моя.


Данные строки написаны в размере анапест.
Он придает строкам некую ностальгию. Ощущается понимание того, что юность не вечна. И какие-то безрассудные поступки человек может совершать только в молодости.

Возьмем кусок куплета песни “Комета”, JONY. В нем исполнитель использует известные строки из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
“Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя”


Строки написаны в размере хорей, который придает динамичную окраску. Можно заметить, что музыка в этом отрывке также достаточно динамичная, поэтому текст хорошо ложится и сочетается с музыкой.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website